Всероссийская научная конференция,
посвященная 95-летию индустриализации в СССР

 

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ:
ЭТАПЫ, ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

 

Новосибирск, 25–27 июня 2024 г.

 

Секция 3

 

Индустриализация дореволюционной России в конце XIX – начале XX в.: отраслевые и секторальные особенности

 

Регламент: доклад 15 минут

26 июня 2024 года

14:00 – 18:30 (МСК +4)

Институт истории СО РАН, центр хранения материалов по истории СО РАН
(ул. Николаева, 8, 1-й этаж)

 

Модератор: д-р ист. наук Михаил Викторович Шиловский

 

Доклады

 

Развитие промышленности и строительство железных дорог в пореформенной Российской империи, 1860-1900-е гг.

 

Кончаков Роман Борисович

канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

 

Развитие железных дорог является важным фактором региональной индустриализации, воздействие которого, однако, зависит от предшествующего развития и размещения промышленности. Рассмотрены и оценены обоснования государственных и частных интересантов в контексте использования индустриальных аргументов для строительства жд линий. Железная дорога еще на этапе строительства сама становилась промышленным предприятием, нередко крупнейшим в регионе. Являлось ли наличие промышленности в регионе фактором притягивающим жд или проход жд линии стимулировал развитие отраслей региональной промышленности?  Выводы позволят соотнести железнодорожную политику и индустриализацию Российской империи в пореформенный период. Результаты получены на основе анализа нарративных и статистических источников.



 

Развитие оптики в условиях раннеиндустриальной модернизации во второй половине XIX – начале ХХ в.

 

Слудных Анатолий Владимирович

канд. ист. наук, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

 

Актуальность темы связана с важностью изучения истории одной из перспективных отраслей промышленности и науки – оптики. Исследование реализовано в контексте раннеиндустриальной модернизации в России во второй половине XIX – начале ХX в., процессы которой могут быть сопоставлены с современным периодом модернизации в условиях постиндустриального общества.
Исследование опирается на теорию модернизации, в рамках которой изучается история оптики с точки зрения развития экономики, технологий и социокультурной сферы отрасли.

История оптики подтверждает наличие особенностей раннеиндустриальной модернизации в России: высокая скорость течения промышленного переворота; ключевая роль государства; зависимость от импортных технологий. Важным фактором становления оптики стала буржуазия. Ее экономическая, социокультурная деятельность, деловые практики сыграли важную роль в формировании новой отрасли производства. Одной из характерных черт становления наукоемкой отрасли стала тесная связь науки и производства.
Несмотря на успехи, достигнутые в оптике до революции, создать массовое промышленное оптическое производство в России не удалось. Но были заложены технологические, производственные, научные и социокультурные предпосылки для становления оптического производства, науки и образования. Большая часть дореволюционных оптических производств послужила базой советских оптико-механических предприятий.



 

Инженеры-электротехники и их участие в управлении акционерных электротехнических компаний в дореволюционной России

 

Бессолицын Александр Алексеевич

д-р эконом. наук, проф., ведущий научный сотрудник, Институт российской истории РАН

 

Доклад на тему: «Инженеры-электротехники и их участие в управлении акционерных электротехнических компаний в дореволюционной России» будет в основном посвящен директорам-распорядителям и их роли в управлении фирмой. 
Эта категория специалистов занимала особое место в управлении любой компании, поскольку круг вопросов, решаемых ими был чрезвычайно обширен. Они призваны были решать все текущие производственные вопросы. На иерархической лестнице выше директора-распорядителя стоял только председатель совета директоров или директор правления. Поэтому требования к кандидатуре директора-распорядителя были значительно выше, чем к другим управленцам. В докладе сделан сравнительный анализ уровня профильного образования этой категории управленцев в сравнении с учредителями и другими членами правлений, а также проанализированы требования и ограничения для занятия этой должности.



 

Немые свидетели индустриального развития страны (о роли и значении карт)

 

Катионов Олег Николаевич

д-р ист. наук, проф., Новосибирский государственный педагогический университет

 

В докладе предполагается показать роль и значение картографического материала в фиксации важнейших объектов индустриального развития, роль картографов в составлении карт транспортного развития и индустриальных объектов, вообще карт тематического направления по данной теме. Предполагается презентация карт районов индустриального развития Сибири в электронном виде.



 

К вопросу об участии иностранного капитала в индустриальном развитии российских регионов (на материалах концессионной деятельности на Алтае в начале XX века)

 

 

Демчик Евгения Валентиновна

д-р ист. наук, проф., заведующий кафедрой, Институт истории и международных отношений Алтайского государственного университета

 

Мамзин Михаил Владимирович

магистрант, Институт истории и международных отношений Алтайского государственного университета

 

Процесс индустриализации России в начале XX века включал привлечение иностранных инвестиций. Одна из форм взаимодействия государства с зарубежным капиталом проявилась в создании концессий в горнопромышленной сфере. Ресурсная база Алтая оказалось способной обеспечить интересы европейских и американских компаний. В докладе на примере алтайских рудников будут раскрыты основные элементы функционирования концессионных предприятий: формат соглашений, модели бизнеса, факторы инноваций, положение рабочего и руководящего состава.



 

Взаимодействие государства и общества в борьбе с промышленным загрязнением рек в период индустриализации дореволюционной России

 

Шильникова Ирина Вениаминовна

канд. ист. наук, доцент, Московская высшая школа социальных и экономических наук

 

Индустриализация, рост численности городского населения, активное развитие городской инфраструктуры в России в конце XIX – начале ХХ вв. сопровождались появлением экологических проблем, включая рост уровня загрязнения рек, в том числе служивших источниками водоснабжения городов. На решение этих вопросов были направлены совместные усилия центральных и местных органов управления, а также представителей различных общественных, научных, профессиональных организаций. Благодаря привлечению лучших отечественных специалистов, использованию зарубежного и российского опыта был проведен достаточно обширный комплекс мероприятий по изучению свойств, характера и степени загрязнения воды в реках, а также в ходе экспериментов определены наиболее эффективные методы очистки стоков. Каких практических результатов удалось добиться благодаря деятельности государственных учреждений и общественным инициативам? Какие проблемы не были решены и почему? Об этом и пойдет речь в докладе.


16:30 – 16:45 – кофе-брейк

 

Замещение труда машинной техникой в российской промышленности в конце XIX – начале XX вв.

 

Шумкин Георгий Николаевич

канд. ист. наук, старший научный сотрудник, Институт истории и археологии УрО РАН

 

Индустриализация нередко определяется как процесс замещения ручного труда машинной техникой, но в историографии это определение не получило подтверждения результатами конкретно-исторических исследований. Автором данного сообщения была предпринята попытка на материалах статистики, собранной Л.Б. Кафенгаузом, выявить данный процесс в промышленности России с помощью векторов равного выпуска. Было рассмотрено два периода – экономический подъем конца XIX в. и кризис начала ХХ в. (объектом исследования послужили данные о численности рабочих, мощности двигателей, стоимости произведенной продукции по 34 отраслям промышленности за 1890, 1900 и 1908 гг.). Векторы показали, что из двух периодов, экономического подъема 1890-х гг. и экономического кризиса начала ХХ в., более продуктивным, в плане замещения труда капиталом, был первый период – амплитуда технологической трансформации была больше, а число векторов, имеющих отклонение от ожидаемого направления, меньше: в период благоприятной конъюнктуры предприятия имеют больше возможностей для технического перевооружения, чем в период кризиса.



 

Роль и место винокурения в экономическом развитии Западной Сибири во второй половине ХIХ века

 

Мариупольский Андрей Михайлович

канд. ист. наук, доцент, Алтайский государственный университет

 

Поворотным этапом в развитии сибирского винокурения стало введение в России и, в частности, в Сибири, акцизной системы. Благодаря этой инициативе государства винокуренное производство и виноторговля стали областью свободного предпринимательства. В то же время винокуренная промышленность являлась одним из главных потребителей сельскохозяйственной продукции и в этом плане существенно влияла на покупательную способность крестьян – основной части населения края. Таким образом, слияние промышленного и торгового капитала в винокурении и виноторговле создавало благоприятные условия для развития товарно-денежных отношений в регионе. А рост их объемов отражал объективные сдвиги в формировании западносибирского рынка.



 

Государственная политика и частная инициатива в инвестиционно-строительных проектах железнодорожного освоения Азиатской России в конце ХIХ – начале ХХ в.

 

Андреева Татьяна Ивановна

канд. ист. наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет

 

Актуальность проблемы становления и развития государственно-частного партнёрства в железнодорожном строительстве Азиатской России определяется влиянием изменений в структуре народного хозяйства в конце XIX – начале XX в. Особое значение правильный учет этих факторов приобретает сейчас, когда усиливается роль и значение железнодорожного транспорта в экономическом и социально-политическом развитии при усложнении международных связей. Важным обстоятельством является признание необходимости технического прорыва в решении проблем реконструкции и модернизации стальных магистралей. Возможности государства не безграничны и поэтому привлечение частного капитала для осуществления инвестиционно-строительных проектов, в рамках государственно-частного партнёрства, вполне приемлемо при условии компетентного и жёсткого контроля со стороны государства.



 

На развилке: сибирская индустрия в условиях Первой мировой войны

 

Рынков Вадим Маркович

др. ист. наук, директор Института истории СО РАН

 

Воздействие Первой мировой войны на состояние транспорта и основных отраслей промышленности Сибири следует оценивать как в целом негативное. Происходит усиление сырьевого характера экономики. Интенсивно развивается кустарная первичная обработка сырья. За общими относительно благоприятными показателями обнаруживаются черты неизбежно надвигавшегося глубокого кризиса, выразившийся в падении производительности труда и возникновении очевидных узких мест, не позволяющих рассчитывать на стабильную работу экономического организма в перспективе.