Всероссийская научная конференция,
посвященная 95-летию индустриализации в СССР

 

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ:
ЭТАПЫ, ОСОБЕННОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

 

Новосибирск, 25–27 июня 2024 г.

 

Секция 2

 

Эволюция российской индустрии от реформ Петра I до промышленной революции XIX века

 

Регламент: доклад 15 минут

26 июня 2024 года

10:30 – 13:30 (МСК +4)

Институт истории СО РАН, центр хранения материалов по истории СО РАН
(ул. Николаева, 8, 1-й этаж)

 

Модератор: чл.-корр. РАН, д-р ист. наук Николай Михайлович Арсентьев

 

Доклады

 

Правительственные меры поощрения биржевой торговли в России XVIII – начала XIX вв.

 

Лизунов Павел Владимирович

д-р ист. наук, проф., заведующий кафедрой, Гуманитарный институт Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова

 

В 1699 г., после возвращения Петра I из-за границы, был опубликован царский указ о торговле по примеру «сторонних чужих земель <…> так же, как торгуют иных государств торговые люди». Вскоре после основания в 1703 г. Петербурга, Петр I повелел построить Гостиный двор, а при нем выделить особое место для биржевых собраний купцов. Учреждение биржи преследовало целью не только создать привычные условия торговли иностранным купцам, но и приобщить российское купечество к европейским торговым обычаям. Для развития биржевой торговли в России правительство на протяжении XVIII – начала XIX в. предприняло целый ряд мер ее поощрения. Среди них были различные льготы и привилегии для купцов, как иностранных, так и российских.



 

Замосковный горный округ первой половины XIX в.: дилемма развития промышленности

 

Арсентьев Николай Михайлович

чл.-корр. РАН, д-р ист. наук, проф., директор Историко-социологического института Национального исследовательского Мордовского государственного университета

 

Доклад посвящен истории Московского горного правления, одного из учреждений горнозаводской промышленности России первой половины XIX в. Его деятельность в контексте процессов протоиндустриализации представляет собой уникальный объект исследования. Существование регионального горнозаводского центра способствовало проведению единой промышленной политики, стабильной деятельности управленческих структур в Замосковном горном округе, рациональному использованию внутрипроизводственных резервов и природных ресурсов, а также в целом экономическому и социокультурному развитию Центральной России и Среднего Поволжья, территории, где преимущественно располагались замосковные горные заводы.
В первой половине XIX промышленная политика оказалась в ситуации выбора путей развития: если заставить работать горнозаводскую промышленность по-европейски, то для этого нужно было проводить реформы, на что не решалось самодержавие. А если оставить ситуацию такой же, то нужно примериться с периферийным состоянием металлургического производства страны.



 

Реформы организационных основ российской горнозаводской промышленности в XIX в.: сравнительный анализ

 

Неклюдов Евгений Георгиевич

д-р ист. наук, главный научный сотрудник, Институт истории и археологии УрО РАН

 

Горные реформы в России XIX – начала XX в. определяли организационные и правовые условия развития горнозаводской промышленности – базовой отрасли, от которой зависело не только общее состояние экономики страны, но и оборонная мощь государства. Первая из них в начале XIX в. приобрела черты редактируемой в процессе реализации структурной реформы, направленной на усиление роли государства в развитии отрасли; вторая – в силу особенностей подготовки в 1860-е гг. приобрела особую форму разделенного на части и растянутого во времени процесса, направленного на более свободное развитие промышленности под наблюдением государства. В начале XX в. сложились предпосылки для новых крупных изменений в определившемся ранее направлении, которое было прервано революционными событиями в стране.



 

Технико-технологические аспекты раннеиндустриальной модернизации Среднего Поволжья в конце XIX – начале XX века

 

 

Арсентьев Виктор Михайлович

д-р ист. наук, проф., заведующий кафедрой, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

 

Макушев Андрей Евгеньевич

кандидат экономических наук, доцент, ректор, Чувашский государственный аграрный университет

 

В конце XIX – начале XX века российская экономика вступила в новую стадию развития, связанную с ускорением процессов раннеиндустриальной модернизации. В этот период были запущены процессы обновления, выражавшиеся не только в переходе к новым моделям организации бизнеса, но и в значительных успехах в направлении технико-технологического переоборудования производства. Благодаря внедрению новых типов двигателей, более современного оборудования, совершенствованию технологических производственных процессов повышалась эффективность деятельности промышленных предприятий, увеличивалась производительность труда. Все это влекло за собой социальные последствия, а также вносило изменения в повестку промышленной политики российского государства, которое гораздо в большей степени начинает учитывать приоритеты технико-технологического развития страны. В представленном докладе авторы показывают специфику указанных процессов на примере губерний Среднего Поволжья.



 

Государство и развитие внутренних судоходных путей в Сибири в первой половине XIX в.

 

Долгушин Иван Дмитриевич

аспирант, Институт истории СО РАН

 

Первая четверть XIX в. стала временем повышения интереса государства к развитию речного судоходства, благоустройству внутренних судоходных путей. Усовершенствованию внутреннего судоходства способствовали и перемены, произошедшие в управлении путями сообщения в конце первого десятилетия XIX в. В 1809 г. главным директором путей сообщения был назначен принц Пётр Фридрих Георг (Георгий Петрович) Ольденбургский, много и активно работавший над развитием речных перевозок. Хотя основные преобразования этого периода происходили в европейской части страны, Сибирь также оказалась ими затронута. Проводился ряд важных изысканий, из которых особо следует отметить деятельность инженер-полковника Десятого Округа путей сообщений Ф.Ф. Риддера, в 1810-х предпринявшего ряд экспедиций по рекам Сибири, предлагавшего проекты сооружения судоходных каналов, ратовавшего за учреждение особой водной полиции. Большой интерес представляет изучение взаимодействие чиновников путей сообщения с местными сибирскими властями, а также с представителями частного капитала.