«История в кино, кино в истории»:
современные практики анализа кинотекста

 

Международная научная конференция

 

Новосибирск, 26–27 апреля 2022 г.

 

П Р О Г Р А М М А

 

Ссылки на онлайн-трансляцию

 

 

26 апреля 2022 г.

10.30–12.30 (МСК + 4)

Зал президиума Сибирского отделения РАН
(пр-т Академика Лаврентьева, 17)

 

Торжественное открытие конференции >>

 

 

Приветственное слово:

  • Председатель Сибирского отделения Российской академии наук, академик РАН
    Валентин Николаевич Пармон

  • Директор Института истории СО РАН д-р ист. наук
    Вадим Маркович Рынков

 

 

Первое заседание >>

 

 

Модератор – канд. ист. наук Денис Анатольевич Ананьев

Регламент: выступление 15–20 мин, вопросы и дискуссия – 10 мин

 

 

Секция «Вопросы теории и истории кино»

 

 

Станислав Олегович Егоров, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории Новосибирского национального исследовательского государственного университета, старший преподаватель кафедры социально-исторических наук Новосибирского государственного медицинского университета (Новосибирск, Россия)

Кино, история, идеология: подходы к интерпретации кинотекста

Доклад предполагается посвятить рассмотрению вариантов междисциплинарного подхода к изучению кинематографа как исторического источника. Отталкиваясь от статьи М. Ферро «Кино и история» (1993) – последнего крупного теоретического текста по данной проблеме, представляющего собой яркий пример «взгляда историка на кино», мы постараемся обозначить те методологические и теоретические подходы, которые могут быть полезны для исследований в рамках исторической науки.

Подробнее >>>

 


 

Людмила Николаевна Мазур, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой документоведения, архивоведения и истории государственного управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

Визуализация пространства провинциального города в советских художественных фильмах 1930–1980-х годов: между будущим и прошлым

Тема поддержана грантом РНФ 21-18-00418 «Музей малого города: множественность культур памяти (историко-социологическое исследование)» (The topic was supported by the grant of the Russian Science Foundation (RSF) of the project № 21-18-00418 “Small Town Museum: Multiplicity of Memory Cultures (Historical and Sociological Research)”.

Визуализация пространства в исторической динамике – одно из преимуществ художественного кинематографа как исторического источника. Фильмы позволяют увидеть ту среду (городскую, сельскую, природную, индустриальную и пр.), в которой разворачивается сюжет. И она несет значимую семиотическую нагрузку, наполняя добавочными смыслами создаваемые образы времени, места, героев и событий.

Подробнее >>>

 


 

Наталья Вадимовна Веселкова, кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

Елена Викторовна Прямикова, доктор социологических наук, профессор кафедры философии, социологии и культурологи Уральского государственного педагогического университета, старший научный сотрудник Лаборатории «Международный центр демографических исследований» Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

«Здесь снимали кино!»: съемки как событие культурной истории и социальной памяти малого города

Тема поддержана грантом РНФ 21-18-00418 «Музей малого города: множественность культур памяти (историко-социологическое исследование)» (The topic was supported by the grant of the Russian Science Foundation (RSF) of the project № 21-18-00418 “Small Town Museum: Multiplicity of Memory Cultures (Historical and Sociological Research)”.

Путешествия по местам съемок знаменитых фильмов (кинотуризм) – быстрорастущее в 2000-е гг. направление культурно-познавательного туризма в нашей стране пока почти не развито. Тем не менее для жителей тех мест, где проводились натурные съемки, этот факт стал примечательным событием, особенно если речь идет о небольших населенных пунктах.

Подробнее >>>

 


 

Ирина Сергеевна Васева, кандидат исторических наук, старший преподаватель Пермского института ФСИН России (Пермь, Россия)

Кинематограф в начале XX века в Пермской губернии

В исследовании на основании источников дан анализ организации кинематографа в Пермской губернии начала ХХ в., репертуара, хранения целлюлоидной ленты.

 

 

26 апреля 2022 г.

12.30–13.30 (МСК + 4)

Зал президиума Сибирского отделения РАН
(пр-т Академика Лаврентьева, 17)

Встреча-дискуссия с участниками конференции почетного гостя – советского и российского кинорежиссера, сценариста, оператора, педагога, народного артиста России, члена Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, члена Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, члена Попечительского Совета Государственного Эрмитажа
Александра Николаевича Сокурова (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

26 апреля 2022 г.

15.00–16.30 (МСК + 4)

Институт истории СО РАН, ул. Николаева, 8, каб. 300

 

Второе заседание >>

 

 

Секция «Народы СССР в отражении художественного кинематографа»

 

 

Дина Ахметжановна Аманжолова, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН (Москва, Россия)

«Все вопросы связаны с нашим идеалом советского человека». Кино для народов СССР (1920–1930-е годы)

Исследование выполнено за счет гранта МОН РК ИРН AP08857194 / This research was funded by the Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan (Grant No. AP08857194).

Визуализация практически сразу стала важной частью репертуара советской национальной политики, мощным инструментом разъяснения, продвижения и закрепления в массовом сознании позитивного образа власти, нацеленной на воплощение в жизнь самых завораживающих замыслов, включая равноправие народов. При этом агитационно-пропагандистские материалы соединяли в изображениях прошлое, признанное неприемлемым и решительно отторгнутым, настоящее как транзитный период и бескомпромиссный разрыв с тем, что недавно было повседневной жизнью миллионов людей, и будущее как неизбежное пространство окончательной победы Добра в его социалистическом понимании.

Подробнее >>>

 


 

Василий Александрович Токарев, кандидат исторических наук, преподаватель Магнитогорского политехнического колледжа (Магнитогорск, Россия)

Советские культуртрегеры и пасынки «Мечты»: маргинальная Польша в трактовке «Мосфильма»

Рассматриваются: противопольская пропаганда в СССР накануне Второй мировой войны (центральные грани страноведческого стереотипа и его нюансы), пропагандистское обеспечение Польской кампании 1939 г., рейд в восточные воеводства советских культуртрегеров, оптика восприятия советских неофитов – корреспондента Е.И. Габриловича и режиссера М.И. Ромма, комплекс социалистического превосходства, облик провинциально-местечковой Польши и ее обитателей (социальные контрасты, этноконфессиональная разобщенность, чуждые образ жизни и формы бытия, архаичные типажи («люди воздуха») и поведенческие аномалии).

Подробнее >>>

 


 

Наталья Валерьевна Казурова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории музейных технологий Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург, Россия)

Столкновение советской пропаганды и традиционного образа жизни в азербайджанском кинематографе 1920–1930-х годов

Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 21-18-00518, https://rscf.ru/project/21-18-00518/ (This research was supported by the Russian Science Foundation (RSF) as a part of the project № 21-18-00518, https://rscf.ru/en/project/21-18-00518/).

С первых дней установления советской власти на территории Азербайджана в 1920 г. кинематограф стал одним из влиятельных факторов внедрения в общество идеологии нового государства. Все советские фильмы рассматривались как важнейший воспитательный стимул распространения идей революции на подчиненной периферии независимо от художественного исполнения режиссерами поставленной цели. Проведение в жизнь данной идеи отчетливо прослеживается и на примере кинематографа Азербайджана.

Подробнее >>>

 


 

Вероника Александровна Беляева-Сачук, доктор (PhD) этнологии, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург, Россия)

Екатерина Юрьевна Трушкина, кандидат философских наук, заведующий научным кабинетом-библиотекой академика Вяч. Вс. Иванова факультета культурологии Российского государственного гуманитарного университета (Москва, Россия)

Образ буддизма в советском кинематографе 1920–1930-х годов

Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 21-18-00518, https://rscf.ru/project/21-18-00518/ (This research was supported by the Russian Science Foundation (RSF) as a part of the project № 21-18-00518, https://rscf.ru/en/project/21-18-00518/).

Современные гуманитарные исследования постепенно вводят в научный оборот архивные визуальные источники (художественные/документальные фильмы, фрагменты кинохроники и т.п.), которые, с одной стороны, открывают широкие антропологические перспективы для изучения культуры повседневности, быта, нравов, обычаев и ритуалов различных народов, а с другой – позволяют выявить специфику репрезентации той или иной культуры в исторической перспективе. В этом смысле ранние этнографические фильмы 1920–1930-х гг. становятся ценным источником для изучения репрезентации традиционной культуры и этничности, реконструкции образа народа, сформированного «человеком с киноаппаратом» в начале ХХ в.

Подробнее >>>

 

 

26 апреля 2022 г.

16.30–16.45 (МСК + 4)

Институт истории СО РАН, ул. Николаева, 8

 

Кофе-брейк

 

 

26 апреля 2022 г.

16.45–19.00 (МСК + 4)

Институт истории СО РАН, ул. Николаева, 8, каб. 300

 

Продолжение второго заседания >>

 

 

Секция «Народы СССР в отражении художественного кинематографа»

 

 

Игорь Владимирович Крупко, PhD-докторант Казахского национального педагогического университета имени Абая (Алматы, Казахстан)

Жулдузбек Бекмухаммедович Абылхожин, доктор исторических наук, профессор (Алматы, Казахстан)

Исторические сюжеты и образы формирования советской идентичности казахов на материалах фильмов «Наш милый доктор» (1957) и «Земля отцов» (1966)

Исследование выполнено за счет гранта МОН РК ИРН AP08857194 / This research was funded by the Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan (Grant No. AP08857194).

Для исследования нами выбраны два фильма культового казахстанского режиссера 50–60-х гг. ХХ в. Ш. Айманова «Земля отцов» (драма, 1966) и «Наш милый доктор» (комедия, 1957), наиболее ярко отражающие процесс формирования, обретения и репрезентации советской идентичности казахов во второй половине ХХ в.

Подробнее >>>

 


 

Тенлик Токтарбековна Далаева, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории Казахстана им. ак. Т.С. Садыкова Казахского национального педагогического университета имени Абая (Алматы, Казахстан)

Культурные практики самодеятельного искусства советского Казахстана в фильмах-концертах киностудии «Казахтелефильм» в 1963–1991 годах: от официальных идеологем к национальному содержанию

Исследование выполнено за счет гранта МОН РК ИРН AP08857194 / This research was funded by the Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan (Grant No. AP08857194).

Как известно, кино являлось одним из самых действенных инструментов идеологического влияния на общественное сознание. Благодаря визуализации определенных образов и демонстрации моделей поведения в документальном и художественном кино в советский период транслировались воспитательные стратегии формирования «советского человека».

Подробнее >>>

 

 

Секция «Зарубежный кинематограф XX – начала XXI века»

 

 

Петр Эдуардович Подалко, профессор Университета Аояма Гакуин (Токио, Япония)

Превращение врага в друга – Япония и японцы в американском кино 40–60-х годов ХХ века

Послевоенные изменения политической карты мира и углубление межгосударственных противоречий в условиях «холодной войны» вызвали необходимость пересмотра многих стереотипов в восприятии как недавних союзников, так и вчерашних непримиримых противников. Одним из способов решения этой задачи в возможно более краткие сроки стал кинематограф. В предлагаемом докладе подробно рассказывается, как с помощью кино предпринимались попытки изменить отрицательное восприятие Японии и японской нации в массовом сознании американцев в послевоенный период.

Подробнее >>>

 


 

Николай Николаевич Головченко, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории «Историческое краеведение» Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул, Россия)

«Томирис»: в поисках идентичности

Скифо-сакский мир – это гигантская культурно-историческая фреска в масштабах всего степного пояса, раскинувшегося по просторам Евразии: от Венгрии на западе и до Китая на востоке во второй половине I тыс. до н.э. Схожесть элементов конской упряжи, вооружения, декоративного искусства звериного стиля и экономического базиса послужила тем основанием, отталкиваясь от которого, исследователи посчитали возможным говорить о данном историческом образовании как об определенном единстве (хотя всем очевидно, что данное «единство» единым отнюдь не было).

Подробнее >>>

 

 

26 апреля 2022 г.

18.30 (МСК + 4)

Киноцентр «Победа», ул. Ленина, 7, зал 4

 

Кинопоказ

 

 

Трилогия документальных фильмов о хантах Сибири:

  • «Маленькая Катерина»

  • «Старик Петр»

  • «Месторождение»

Представляет сценарист и режиссер Иван Головнёв

 


27 апреля 2022 г.

10.30–12.30 (МСК + 4)

Киноцентр «Победа», ул. Ленина, 7, зал 4

Приветственное слово к участникам конференции –
Наум Ихильевич Клейман (Москва, Россия)

 

 

Третье заседание >>

 

 

Модератор – канд. ист. наук Андрей Иванович Савин

Регламент: выступление 15–20 мин, вопросы – 10 мин

 

 

Секция «Документальное кино в СССР»

 

 

Елена Валентиновна Головнёва, доктор философских наук, доцент, старший научный сотрудник Центра Арктических исследований Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург, Россия)

Антирелигиозный фильм Анатолия Терского «У сектантов» (1930)

Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 21-18-00518, https://rscf.ru/project/21-18-00518/ (This research was supported by the Russian Science Foundation (RSF) as a part of the project № 21-18-00518, https://rscf.ru/en/project/21-18-00518/).

В докладе на примере создания документальной киноленты «У сектантов» А.Н. Терского (1930) рассматривается история формирования особого жанра в сегменте просветительского кино о народах и культурах 1920–1930-х гг. – советского антирелигиозного фильма. Картина А.Н. Терского снималась в ходе работы Нижневолжской экспедиции, организованной Академией наук, Главнаукой и Центральным советом безбожников под общим руководством Н.М. Маторина и непосредственным руководством А.М. Покровского в 1930 г. Работа «У сектантов» отразила идеологические основания эпохи (борьбу с антирелигиозными предрассудками) и поиски нового киноязыка в раннесоветском кинематографе.

Подробнее >>>

 


 

Михаил Константинович Чуркин, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия)

«…Там хроника для нас перед сеансом»: репрезентации советского проекта внутренней колонизации в киножурнале «Сибирь на экране»

Рональд Суни, определяя содержание концепта «колонизация», делает акцент на особом состоянии взаимоотношений метрополии и периферии, в рамках которых первая получает прибыль от неравных отношений со второй, что является эксплуатацией или воспринимается как эксплуатация. Подобная модель коммуникации в современных исследованиях позиционируется как имперская, при этом принимается во внимание не только непосредственная репрессивная функция метрополии, но и особый порядок представлений о колонизуемых, репрезентируемый в дискурсах.

Подробнее >>>

 


 

Иван Андреевич Головнёв, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Центра Арктических исследований Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург, Россия)

Киноатлас СССР: «Туруханский край» Виктора Сытина

Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 21-18-00518, https://rscf.ru/project/21-18-00518/ (This research was supported by the Russian Science Foundation (RSF) as a part of the project № 21-18-00518, https://rscf.ru/en/project/21-18-00518/).

Основанный на архивных документах доклад фокусируется на значительном эпизоде в истории визуальной антропологии – теоретических разработках и практических опытах В.А. Сытина – ученого, писателя, руководителя киносекции Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока, связанных с развитием этногеографического кино в СССР на рубеже 1920–1930-х гг. Опорными источниками для данного исследования, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, стали исторические свидетельства (статьи периодики, сценарные эскизы, тексты выступлений), отображающие участие В.А. Сытина в разработке крупного государственного проекта «Киноатлас СССР» в целом и в создании его серии о Туруханском крае в частности.

Подробнее >>>

 


 

Виктория Олеговна Васильева, кандидат философских наук, доцент, доцент Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия)

Екатерина Юрьевна Трушкина, кандидат философских наук, заведующий научным кабинетом-библиотекой академика Вяч. Вс. Иванова факультета культурологии Российского государственного гуманитарного университета (Москва, Россия)

Этнографический фильм в позднем СССР: к постановке проблемы

Этнографический фильм в позднем СССР сложен для выделения его в качестве феномена, имеющего четкие границы, причем это касается не только процесса производства такого рода картин, но также их использования специалистами и зрительского по отношению к ним поведения. На уровне производства можно увидеть довольно интересный разброс институций и конкретных людей, которые были в него вовлечены. С 1960-х гг. кинокамерой пользуется ряд научных учреждений, занятых проведением фольклорно-этнографических экспедиций: сектор этнографии Института истории АН Латвийской ССР, Государственный историко-этнографический музей Литовской ССР, Научно-исследовательский Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН Украинской ССР, Государственный этнографический музей Эстонской ССР. С 1970-х гг. начинает работать кинолаборатория в Институте этнографии АН СССР.

Подробнее >>>

 

 

27 апреля 2022 г.

12.30–13.00 (МСК + 4)

Киноцентр «Победа», ул. Ленина, 7

 

Кофе-брейк

 

 

27 апреля 2022 г.

13.00–14.00 (МСК + 4)

Киноцентр «Победа», ул. Ленина, 7, зал 4

 

Кинопоказ

 

 

Фильм «ПереСказыБажова» (документальный, авт. сценария и реж. Иван Головнёв, 2021). Фильм представляет Иван Головнёв.

 

 

27 апреля 2022 г.

14.00–17.00 (МСК + 4)

Киноцентр «Победа», ул. Ленина, 7, зал 4

 

Четвертое заседание >>

 

 

Секция «История России в художественном кино»

 

 

Иван Ростиславович Соколовский, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории Сибирского отделения РАН (Новосибирск, Россия)

Отечественная история XVII века в кинематографе СССР

Жанр исторического кино формируется в самые ранние годы истории кинематографа и, разумеется, продолжает уже сложившийся жанр исторической пьесы. Задача исторической пьесы заключается в художественном осмыслении исторического материала, которое позволяет «присвоить» его определенным образом: наделить историческим смыслом, оценить в морально-этических категориях, сделать тот или иной период эстетически привлекательным, задать ту или иную идеологическую интерпретацию и т.п.

Подробнее >>>

 


 

Юрий Васильевич Кузьмин, доктор исторических наук, профессор Байкальского государственного университета (Иркутск, Россия)

Кинофильм «Потомок Чингисхана»: книга, сценарий, кинофильм

Доклад посвящен созданию и исторической судьбе кинофильма «Потомок Чингисхана», снятого по одноименной книге сибирского писателя И.М. Новокшенова. Режиссером фильма выступил знаменитый В. Пудовкин, а главную роль сыграл известный актер В. Инкижинов. Особую ценность фильму придали историко-этнографические сцены буддийского Цама (торжественного религиозного служения), участие в съемках бывших сибирских партизан и забайкальских страрообрядцев – семейских, которые сохранили для науки уникальные зарисовки традиционного сибирского общества. Эмиграция главного героя кинофильма во Францию, репрессии против писателя обусловили запрещение на длительное время кинофильма для зрителей.

 


 

Михаил Алексеевич Безнин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории Вологодского государственного университета (Вологда, Россия)

Татьяна Михайловна Димони, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Вологодского государственного университета (Вологда, Россия)

Кинофильм «Земля» (1930) как отражение трансформации отношений собственности

В докладе предполагается проанализировать проблему общественного восприятия глобального изменения отношений собственности в советской деревне, приходящегося на рубеж 1920–1930-х гг. Речь пойдет, прежде всего, о земельной собственности и о средствах киноязыка, доносящих до зрителя идеологические установки, внедряемые в кинотекст создателями фильма «Земля». Авторы остановятся на особенностях сюжетной канвы картины, ее символическом ряде, актерских образах, игровых сценах, интертитрах и супертитрах, музыкальном ряде. Будет рассмотрен вопрос о типичности отраженных отношений собственности в фильме, снятом украинскими кинематографистами. Планируется рассмотреть историю восприятия фильма властью и зрителями, а также его судьбу в ХХ в.

 


 

Андрей Иванович Савин, кандидат исторических наук, заведующий сектором истории общественно-политического развития Института истории СО РАН (Новосибирск, Россия)

Фильм «Чапаев» как инструмент реабилитации героя-индивида

Фильм «Чапаев», вышедший на экраны СССР осенью 1934 г., стал одним из ярчайших событий советского кинематографа. Он был принят с восторгом не только широкой публикой, но и вождями. К концу ноября 1934 г. Сталин посмотрел «Чапаева» 11 раз. По образцу «Чапаева» были сняты фильмы, прославлявшие героев Гражданской войны, в первую очередь «Щорс» (1939), который заказывался Сталиным как «украинский Чапаев». Фильму «Чапаев» посвящена обширная литература, тем не менее остается малоизвестной его революционная роль: произведение режиссеров Васильевых стало наглядным примером и одновременно действенным инструментом реабилитации героя-индивида. До этого момента главными акторами и героями советской истории в соответствии с марксизмом являлись народные массы и рабочие коллективы. Доклад будет посвящен анализу фильма «Чапаев» в контексте смены марксистской парадигмы и амнистии исторической личности в СССР в середине 1930-х гг.

 


 

Олег Витальевич Горбачев, доктор исторических наук, профессор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

Семантика предметного мира советского деревенского кино периода «оттепели»

Наряду с «деревенской прозой», деревенский кинематограф второй половины 1950–1970-х гг. достаточно полно отразил повседневные реалии советского села. Художественное кино этого периода позволяет реконструировать элементы сельской материальной культуры, связанные с жильем, бытом, трудовыми и досуговыми практиками. Их кинопрезентация достоверна постольку, поскольку направлена на создание «эффекта узнавания» со стороны зрителя. С другой стороны, кинематограф продолжал выполнять идеологическую миссию формирования образа желаемого будущего, хотя и в менее жестком виде по сравнению со «сталинским» кино. Такого рода кинообразы верифицируются путем обращения к партийным документам и концептам идеологических кампаний («тридцатитысячники», сближение города и села, электрификация, рост уровня образования и др.).

Подробнее >>>

 


 

Наталья Ивановна Чуркина, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия)

«Оттепель» в школьной культуре: родительские собрания в советском кино (1960–1970-е годы)

Советская школа в последнее время стала не только объектом междисциплинарных научных исследований, но и эталонным образцом качества образования, основой многочисленных «ретроинноваций» (детское движение, возвращение к единым планам, программам, учебникам, программам воспитания и др.). Эти «новации» претендуют не только на технологическую сторону образования, они пытаются изменить школьную культуру, ее ценности и нормы, знаки и символы. В том числе и такую важную ее часть, как отношения семьи и школы, родителей и учителей.

Подробнее >>>

 


 

Денис Анатольевич Ананьев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора истории второй половины XVI – начала ХХ вв. Института истории СО РАН (Новосибирск, Россия)

Ностальгия по «оттепели» в советском кинематографе второй половины 1970-х – середины 1980-х годов

В отечественных кинолентах, снятых до середины 1980-х гг., т.е. до начала «перестройки», и содержавших ретроспективный взгляд на те или иные периоды советской истории, как правило, основное внимание уделялось ее героическим страницам – событиям, связанным с Октябрьской революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, эпохой первых пятилеток. К ретроспективному осмыслению других исторических периодов советские кинематографисты обращались значительно реже ввиду отсутствия прямого государственного заказа или общественного запроса. Иногда минувшие времена предпочитали не вспоминать по политическим причинам, а если их касались, то преподносили в определенном идеологическом ключе. Так было, например, с кинорепрезентациями эпохи нэпа, которая впервые предстала в позитивном свете только в кинофильмах, снятых на рубеже 1960–1970-х гг.

Подробнее >>>

 

 

27 апреля 2022 г.

17.00–18.30 (МСК + 4)

Киноцентр «Победа», ул. Ленина, 7, зал 4

 

Кинопоказ

 

 

Документальный фильм «Элегия из России» (1993, реж. Александр Сокуров).

 

 

Закрытие конференции >>