Василий Александрович Токарев, кандидат исторических наук, преподаватель Магнитогорского политехнического колледжа (Магнитогорск, Россия)
Советские культуртрегеры и пасынки «Мечты»: маргинальная Польша в трактовке «Мосфильма»
Рассматриваются: противопольская пропаганда в СССР накануне Второй мировой войны (центральные грани страноведческого стереотипа и его нюансы), пропагандистское обеспечение Польской кампании 1939 г., рейд в восточные воеводства советских культуртрегеров, оптика восприятия советских неофитов – корреспондента Е.И. Габриловича и режиссера М.И. Ромма, комплекс социалистического превосходства, облик провинциально-местечковой Польши и ее обитателей (социальные контрасты, этноконфессиональная разобщенность, чуждые образ жизни и формы бытия, архаичные типажи («люди воздуха») и поведенческие аномалии).
Автор приходит к выводу, что фильм «Мечта», как поминальная по «бывшей» Польше, не раскрывал всего многообразия польской действительности межвоенной поры. Тем не менее талантливое сочетание социальных, бытовых и психологических пропорций, сосредоточенность на будничных переживаниях и нуждах рядового человека дали непредвиденный результат: тема человеческого одиночества и попранных надежд заслонила заносчивый политический вердикт. Гуманистический потенциал «Мечты», чьи авторы хлопотали за униженного человека, до известной степени нивелировал тенденциозность фильма.