К программе конференции >>>

 

Наталья Вадимовна Веселкова, кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

Елена Викторовна Прямикова, доктор социологических наук, профессор кафедры философии, социологии и культурологи Уральского государственного педагогического университета, старший научный сотрудник Лаборатории «Международный центр демографических исследований» Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

«Здесь снимали кино!»: съемки как событие культурной истории и социальной памяти малого города

Тема поддержана грантом РНФ 21-18-00418 «Музей малого города: множественность культур памяти (историко-социологическое исследование)» (The topic was supported by the grant of the Russian Science Foundation (RSF) of the project № 21-18-00418 “Small Town Museum: Multiplicity of Memory Cultures (Historical and Sociological Research)”.

Путешествия по местам съемок знаменитых фильмов (кинотуризм) – быстрорастущее в 2000-е гг. направление культурно-познавательного туризма в нашей стране пока почти не развито. Тем не менее для жителей тех мест, где проводились натурные съемки, этот факт стал примечательным событием, особенно если речь идет о небольших населенных пунктах. На примере трех кейсов мы хотели бы показать, как подобные события включаются в культурную историю и социальную память поселения:

  • Инта (Республика Коми) – «Случай на шахте № 8» (1957, реж. В. Басов);

  • Новобатайск (Ростовская обл.) – «Поднятая целина» (1959–1961, реж. А. Иванов);

  • Краснотурьинск (Свердловская обл.) – «Последняя игра в куклы» (2010, реж. Г. Негашев).

Эмпирической базой служат данные серии социологических исследований (интервью с горожанами, наблюдение, локальные СМИ, музеи, в т.ч. в рамках проекта РНФ 21-18-00418 «Музей малого города: множественность культур памяти (историко-социологическое исследование)», теоретико-методологической основой – концепция меморативного ландшафта).

В Инте и Новобатайске съемки проходили в период оттепели, сами фильмы стали возможны благодаря произошедшим в жизни страны переменам: сценаристы «Случая на шахте № 8» В. Фрид и Ю. Дунский с 1950 по 1954 г. отбывали срок по статье 58 в Минлаге, местном подразделении ГУЛАГа. В кадр попадают знаковые и просто знакомые для горожан места, участники исследования (2021 г.) обязательно стараются их показать, факт съемок является предметом гордости и основательно включен в нарративную часть меморативного ландшафта. В материальном же воплощении в меморативный ландшафт Инты вошел актер Е. Урбанский – о нем подробно рассказывает экспозиция Интинского краеведческого музея и мемориальная доска на школе, которую он закончил.

В Новобатайске снимали эпизоды одной из серий «Поднятой целины» – это самый известный фильм в нашей подборке. Память сохраняется в школьном музее, основанном еще в 1962 г., нынешние руководители музея с большим энтузиазмом рассказывали о том, как съемочная бригада жила в селе, а «киношники» стали почетными гостями на свадьбе.

Фильм «Последняя игра в куклы» – совсем другого типа, создавался в другие времена в 2010 г., когда уральский моногород Краснотурьинск стал декорацией утонувшего в безвременье (пост)советского (?) пространства. В меморативном ландшафте факт съемок тоже представлен совсем иначе, чем в первых случаях. Местные жители узнают знакомые дома, интерьеры школы, но безрадостная атмосфера фильма вкупе со вскоре постигшими город драматическими событиями – закрытием основного производства на градообразующем предприятии – не сделала причастность к фильму предметом меморизации.

Таким образом, созданные более полувека назад фильмы (не только культовая «Поднятая целина», но и ныне практически неизвестный «Случай на шахте № 8») могут плотно войти в локальную социальную память, а гораздо более позднее произведение – остаться почти незамеченным. Подобные различия проистекают из наложения целого ряда факторов, эффектам которых и посвящено наше сообщение.