К программе конференции >>>

 

Людмила Николаевна Мазур, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой документоведения, архивоведения и истории государственного управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

Визуализация пространства провинциального города в советских художественных фильмах 1930–1980-х годов: между будущим и прошлым

Тема поддержана грантом РНФ 21-18-00418 «Музей малого города: множественность культур памяти (историко-социологическое исследование)» (The topic was supported by the grant of the Russian Science Foundation (RSF) of the project № 21-18-00418 “Small Town Museum: Multiplicity of Memory Cultures (Historical and Sociological Research)”.

Визуализация пространства в исторической динамике – одно из преимуществ художественного кинематографа как исторического источника. Фильмы позволяют увидеть ту среду (городскую, сельскую, природную, индустриальную и пр.), в которой разворачивается сюжет. И она несет значимую семиотическую нагрузку, наполняя добавочными смыслами создаваемые образы времени, места, героев и событий.

Визуализация пространства достигается средствами павильонных или натурных съемок, формируя конструированный или реальный образ места. Последний вариант для исторических интерпретаций более предпочтителен, но способ создания образа – не самое главное, важнее – цели и смысловая нагрузка образа. Насколько он реалистичен, или футуристичен, или, напротив, ориентирован в прошлое. Такова логика визуализации локуса, он темпорален, т.е. погружает зрителя в прошлое, настоящее или будущее.

Для анализа образов городского пространства провинции использованы фильмы: «Шуми городок» (1939, реж. Н. Садкович), «Весна на Заречной улице» (1956, реж. Ф. Миронер, М. Хуциев), «Фантазии Фарятьева» (1979, реж. И. Авербах), «Карнавал» (1981, реж. Т. Лиознова), «Артистка из Грибова» (1988, реж. Л. Квинихидзе). Особенностью отбора фильмов для анализа является их комедийный/мелодраматический жанр, что также накладывает отпечаток на создаваемые образы. Поэтому в качестве дополнительного источника использован фильм «Город Зеро» (1988, реж. К. Шахназаров), снятый в жанре сатирической комедии и формирующий обобщающий образ провинциального города как временнόй ловушки.

В этой связи интересны кинематографические подходы к визуализации городской среды провинциального города, используемые в художественных фильмах разного времени – сталинской, хрущевской и брежневской эпох, перестройки, по-разному настроенных на проекции провинции. Для фильмов сталинской эпохи характерно стремление приблизить будущее, кинематограф 1950–1960-х гг. настроен на показ «счастливого» настоящего. Для фильмов 1970–1980-х гг. характерно восприятие провинции как пространства традиционной культуры, не деформированной урбанизацией. В эпоху перестройки провинциальный город (город зеро) приобретает добавочные смыслы погружения в ушедшее прошлое, хранителем которого выступает отсталая заснувшая периферия, оторванная от настоящей жизни. Создается образ города-музея советского прошлого.