К программе конференции >>>

 

Наталья Валерьевна Казурова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории музейных технологий Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург, Россия)

Столкновение советской пропаганды и традиционного образа жизни в азербайджанском кинематографе 1920–1930-х годов

Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 21-18-00518, https://rscf.ru/project/21-18-00518/ (This research was supported by the Russian Science Foundation (RSF) as a part of the project № 21-18-00518, https://rscf.ru/en/project/21-18-00518/).

С первых дней установления советской власти на территории Азербайджана в 1920 г. кинематограф стал одним из влиятельных факторов внедрения в общество идеологии нового государства. Все советские фильмы рассматривались как важнейший воспитательный стимул распространения идей революции на подчиненной периферии независимо от художественного исполнения режиссерами поставленной цели. Проведение в жизнь данной идеи отчетливо прослеживается и на примере кинематографа Азербайджана.

Сюжеты азербайджанских фильмов 1920–1930-х гг. концентрировались вокруг тем Революции 1917 г. и Гражданской войны 1917–1922 гг. Таким образом, кинематограф принимал активное участие в нациестроительстве в СССР, мифологизируя его «молодое прошлое». Однако, перенося события революционных лет на киноэкраны, режиссеры выполняли не просто историографическую миссию сложения национальной памяти у советских граждан, но также своими работами стремились модернизировать жизнь самых отдаленных уголков азербайджанской республики, обличая в своих кинокартинах пагубные пережитки досоветского периода. Посредством кинематографа велась борьба против народных верований, религии как социального института и религиозного фанатизма, традиционных норм поведения. Также ключевой темой фильмов были принципиальные вопросы роли и статуса женщины в обществе.

Яркой иллюстрацией может служить лента А.-Р. Кулиева «Алмас» (1936) – фильм-метафора молодого советского режима и его идеологии. Алмас – приехавшая из города в село молодая учительница, стремящаяся обучить местных ребят грамоте. Однако здесь она сталкивается с консервативно настроенным обществом, косности которого противостоит практически в одиночку. В фильме устами Алмас порицается невежество в вопросах слепого следования сельчанами заповедям ислама, осуждается физическое насилие над женщинами и особенно их страх перед расправой над ними даже в том случае, когда потеря девственности или беременность стали причиной сексуального надругательства. В картине также поднимаются проблемы здравоохранения, так как незнание местными жителями врачебной этики приводит к ситуации, когда осмотр школьниц доктором-мужчиной рассматривается обитателями села как обесчещивающий их дочерей поступок.

Несмотря на радикализм «Алмас», фильм не затрагивает вопросов снятия женщинами хиджаба. Возможно, это связано с тем, что в деревне исконно его и не носили, предпочитая традиционное платье и платок, удобные для работы в поле. Тем не менее направленная на снятие хиджаба акция уже была проведена в кинокартине А. Бек-Назарова «Севиль» (1929), причем агитация касалась не только женщин Закавказья, но и Центральной Азии – региона, в котором лента вышла в прокат вскоре после Азербайджана. Фильм «Севиль» стал важнейшей частью кампании советской власти по снятию с женщин платка.

В докладе будет проанализировано влияние советской пропаганды на кинематограф Азербайджана 1920–1930-х гг. на конкретных примерах «Алмас», «Севиль» и пр., а также будет определено воздействие этих фильмов на визуальный образ жителя республики в более поздних работах. Если в ранних кинокартинах бойкие персонажи с экранов призывали зрителей бороться с пережитками и нравами традиционной культуры, то более поздние фильмы обращаются к человеку и сосредотачиваются на его личности, поэтому эти ленты не столько пропагандируют идеи советской власти, сколько репрезентируют процессы, происходящие в обществе.