К программе конференции >>>

 

Олег Витальевич Горбачев, доктор исторических наук, профессор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия)

Семантика предметного мира советского деревенского кино периода «оттепели»

Наряду с «деревенской прозой», деревенский кинематограф второй половины 1950–1970-х гг. достаточно полно отразил повседневные реалии советского села. Художественное кино этого периода позволяет реконструировать элементы сельской материальной культуры, связанные с жильем, бытом, трудовыми и досуговыми практиками. Их кинопрезентация достоверна постольку, поскольку направлена на создание «эффекта узнавания» со стороны зрителя. С другой стороны, кинематограф продолжал выполнять идеологическую миссию формирования образа желаемого будущего, хотя и в менее жестком виде по сравнению со «сталинским» кино. Такого рода кинообразы верифицируются путем обращения к партийным документам и концептам идеологических кампаний («тридцатитысячники», сближение города и села, электрификация, рост уровня образования и др.).

Семантическое наполнение предметного мира деревенского кино формировалось как логикой кинообраза (положительный либо отрицательный герой), так и социально санкционированными моделями потребительского поведения. Важно понимать, что в силу специфики киноязыка кинематограф в большей степени склонен презентовать демонстративную, а не повседневную модель потребления.

В этом контексте отличительными чертами положительного персонажа выступают книги, портрет Пушкина на стене и т.п., отражающие его тягу к образованию («Дело было в Пенькове»), открытость к техническому прогрессу (транзистор – «Чужая родня»). Немногие дорогие вещи в кадре обозначали статус персонажа (телевизор – «Простая история»). Смена городского пальто на ватник у приезжего из села демонстрировала его приобщение к сельскому сообществу («Дело было в Пенькове»). Напротив, нарочитое следование городской моде отдаляет героя от «своих» («Когда поют соловьи»). Унификация городского и сельского потребления в 1960–1970-е гг. сглаживает это противостояние.

По сравнению со «сталинским» кино, где концепт «изобилия» транслируется через богато накрытые столы, ярмарки, предполагает коллективное потребление, а индивидуальный быт предельно аскетичен, в кинематографе периода «оттепели» утверждается индивидуализированная потребительская модель.

Изменение семантики презентуемого на киноэкране предметного мира в период «оттепели» в сравнении со сталинским периодом обусловлено ослаблением идеологического контроля, смещением баланса «коллектив – личность» в сторону личности, влиянием технического прогресса, процессами модернизации и урбанизации.