Наталья Ивановна Чуркина, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия)
«Оттепель» в школьной культуре: родительские собрания в советском кино (1960–1970-е годы)
Советская школа в последнее время стала не только объектом междисциплинарных научных исследований, но и эталонным образцом качества образования, основой многочисленных «ретроинноваций» (детское движение, возвращение к единым планам, программам, учебникам, программам воспитания и др.). Эти «новации» претендуют не только на технологическую сторону образования, они пытаются изменить школьную культуру, ее ценности и нормы, знаки и символы. В том числе и такую важную ее часть, как отношения семьи и школы, родителей и учителей.
Понятие «школьная культура» разрабатывают в науке с конца ХХ в. в рамках концепции организационной культуры (М.М. Поташник, А.М. Моисеев, К.М. Ушаков и др.), т.е. как культуру школы, рассматривая ее как способ повышения эффективности управления школьной организацией. Но мы предлагаем другую оптику исследования: рассматривать школьную культуру как специфический вид культуры, применяя в ней все те характеристики и подходы, которые разработаны исследователями культуры. Культура есть там, где есть человек, сообщество. Социальные психологи Ш. Китаяма и Х. Маркус доказали, что культура сообщества, в которой человек долго пребывает (в их случае – этнического, а в нашем – школьного), влияет на восприятие объектов, решение задач, стиль жизни и деятельности человека. Культура школьного сообщества складывается из целого комплекса факторов и процессов. Мы выделяем в ней ценностный, нормативный и символический компоненты, которые затрагивают духовную и материальную сферы школьной жизни. Доказано, что культура сообщества лучше всего познается через повседневные практики его членов. Поэтому для понимания особенностей развития школьной культуры необходимо выявление повседневных практик школьной жизни членов данного сообщества.
Из субъектов школьного сообщества, формирующих школьную культуру, в качестве предмета исследования выступают учителя и родители. Вообще, взаимодействие семьи и школы в российской педагогике и образовательной практике появляется только в ХХ в., когда возникают отдельные практики привлечения родителей к проблемам организации школьного образования. После 1917 г. государство стало активно вытеснять семью из зоны воспитания, расширяя свое влияние не только на учебный процесс, но и на внешкольную жизнь детей. С середины ХХ в. в советской педагогике стали разрабатываться концепции семейного воспитания (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а в массовой практике школ стали внедряться такие формы взаимодействия с семьей, как родительские собрания, родительские кружки, стал систематически проводиться родительский всеобуч. Именно в 1960–1980-е гг. происходит развитие и массовизация практик взаимодействия родителей и школы.
Период второй половины 1950-х – начала 1960-х гг. в общественном сознании и исследовательской литературе ассоциируется с понятием «оттепель», проявления которой были связаны с критикой культа личности Сталина, реабилитацией жертв политических репрессий, некоторой либерализацией культуры, изменениями во внешней политике. Все эти тенденции задавали вектор демократизации разных сфер жизни. В школьной культуре эти социокультурные процессы не сразу стали заметны, но они проявились в 1960–1970-е гг., что отразилось и на атмосфере, риторике школьных родительских собраний. Целью работы является выявление тенденций демократизации школьной культуры через формат родительских собраний, изменения педагогического и родительского дискурса и его отражения в советском кино 1960–1980-х гг. Для нас важно привлечение в качестве источников школьной повседневности фильмов этого периода, в которых сохранились школьные здания, одежда, прически, учебные пособия и другие атрибуты материальной сферы школьной культуры, отраженные в кино как в зеркале повседневности.