Иван Ростиславович Соколовский, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории Сибирского отделения РАН (Новосибирск, Россия)
Отечественная история XVII века в кинематографе СССР
Жанр исторического кино формируется в самые ранние годы истории кинематографа и, разумеется, продолжает уже сложившийся жанр исторической пьесы. Задача исторической пьесы заключается в художественном осмыслении исторического материала, которое позволяет «присвоить» его определенным образом: наделить историческим смыслом, оценить в морально-этических категориях, сделать тот или иной период эстетически привлекательным, задать ту или иную идеологическую интерпретацию и т.п.
Историческое кино подхватило эти функции, перевело их на свой язык, несколько отличающийся от художественного языка театра бόльшими возможностями для более гибких высказываний, и успешно существует уже больше ста лет. Совершенно очевидно, что язык исторического кино позволяет проще высказываться о наиболее актуальных исторических событиях, ближе всего расположенных к моменту создания фильма. Но искусство кино таково, что позволяет создавать и нарративы близкие, например, к эгодокументам (воспоминаниям, дневникам) или к текстам в жанре исторического гранд-нарратива.
По причинам, которые мы назвали выше, исторические фильмы не могут распределяться по историческим периодам согласно закону случайных чисел или, еще того хуже, равномерно. Однако количество фильмов производства СССР о событиях XVII в. вызывает некоторое удивление, особенно по сравнению с числом исторических фильмов зарубежных стран и числом исторических событий XVII в., которые обладают определенной «кинематографичностью». Третьим важным фактором, определяющим проблематику этого доклада, является изменение ситуации после распада СССР, поскольку кинематограф Российской Федерации стал уделять больше внимания событиям XVII в.
Как известно, отечественная история XVII в. начинается Смутой, продолжается историей покорения Сибири, Расколом, конфликтом с Речью Посполитой, который занял всю вторую половину столетия, а в 1690-х гг. русское государство вступает в полосу Петровских реформ, которые получили новый импульс в самом начале XVIII в., после Нарвской баталии. Надо отметить, что в отечественной литературе существует некоторое количество художественных текстов, которые освещают события XVII в. и могли бы выступить как литературная основа для подобного рода экранизаций.
Однако среди крупных киноработ о XVII в. мы имеем прежде всего фильмы, снятые про историю Грузии («Георгий Саакадзе» (1942), «Баши-Ачук» (1956)) и Украины («Тарас Бульба» (1936), «Богдан Хмельницкий» (1941), «Назар Стодоля» (1936, 1954), «Триста лет тому…» (1956)). В то же время про историю Белоруссии-Литвы был снят только «Черный замок Ольшанский» (1984). Кроме того, часть фильмов, действие которых происходит в XVII в., на самом деле снята про эпоху Петра Великого, только ее ранний период: «Юность Петра» (1980), «В начале славных дел» (1980). Про ключевые события XVII в. на великороссийских землях до 1980-х гг. было снято всего два фильма: «Степан Разин» (1936) и «Минин и Пожарский» (1939). Перелом этого тренда начинается только во второй половине 1980-х гг., когда на экраны выходят «Семён Дежнёв» (1983), «Борис Годунов» (1986), «Гулящие люди» (1988). Особняком стоит национальный кинематограф с работой Свердловской киностудии «В ночь лунного затмения» (1978).
В своем докладе мы хотели бы выдвинуть некоторые предположения, почему именно так отечественная история XVII в. отражалась в работах кинематографистов СССР.