К программе конференции >>>

 

Вероника Александровна Беляева-Сачук, доктор (PhD) этнологии, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург, Россия)

Екатерина Юрьевна Трушкина, кандидат философских наук, заведующий научным кабинетом-библиотекой академика Вяч. Вс. Иванова факультета культурологии Российского государственного гуманитарного университета (Москва, Россия)

Образ буддизма в советском кинематографе 1920–1930-х годов

Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 21-18-00518, https://rscf.ru/project/21-18-00518/ (This research was supported by the Russian Science Foundation (RSF) as a part of the project № 21-18-00518, https://rscf.ru/en/project/21-18-00518/).

Современные гуманитарные исследования постепенно вводят в научный оборот архивные визуальные источники (художественные/документальные фильмы, фрагменты кинохроники и т.п.), которые, с одной стороны, открывают широкие антропологические перспективы для изучения культуры повседневности, быта, нравов, обычаев и ритуалов различных народов, а с другой – позволяют выявить специфику репрезентации той или иной культуры в исторической перспективе. В этом смысле ранние этнографические фильмы 1920–1930-х гг. становятся ценным источником для изучения репрезентации традиционной культуры и этничности, реконструкции образа народа, сформированного «человеком с киноаппаратом» в начале ХХ в.

Изучение художественных и документальных фильмов 1920–1930-х гг. отечественного производства предполагает разработку междисциплинарного подхода, обеспечивающего репрезентативный взгляд на кинодокументы как источник информации о народах и этносах, населявших территорию Советского Союза. Детальный анализ кинодокументов из аудиовизуальных архивов позволяет обнаружить и ввести в научный оборот ценную информацию, способную стать предметом изучения в качестве самостоятельного исторического источника. Так, в данном докладе предлагается рассмотреть ряд кинодокументов, находящихся на хранении в Российском государственном архиве кинофотодокументов (Красногорск).

С приходом советской власти кинематограф становится важнейшим средством строительства нового общества и ключевым орудием культурной революции. Возрастает производство этнографических фильмов о народах и этносах, населяющих Советский Союз. Ведущие советские киностудии («Совкино», «Культурфиль», «Востоккино», «Межрабпромфильм», «Чувашкино», «Центрнаучфильм» и др.) организуют полномасштабные киноэкспедиции в различные уголки страны, направленные на производство так называемых «культурфильмов» о коренных народах.

В фокусе внимания данного исследования – художественный фильм «Потомок Чингисхана» (1928, реж. В.И. Пудовкин, кинокомпания «Межрабпомфильм»), а также документальные фильмы, ставшие результатом визуальной фиксации научных экспедиций в Бурятию: «Байкал» (1928, реж. Н.А. Кудрявцев, кинокомпания «Совкино»), «По Бурято-Монголии» (1929, реж. Л. Степанова, кинокомпания «Совкино»).

В широком смысле эти фильмы можно назвать антропологическими, поскольку все они являются ценным источником документальной фиксации традиционного уклада жизни и культуры бурят и позволяют открыть новую историческую перспективу на репрезентацию данного народа в кинематографе начала ХХ в.

Рассматриваемые фильмы прежде всего объединяет тот факт, что они были сняты в 1928 г. и киноорганизациями из Москвы, т.е. людьми, не знакомыми ни с бытом бурят, ни с буддизмом. Режиссеры, с одной стороны, использовали образ буддизма и буддийских священнослужителей как порабощающую силу и орудие эксплуатации бедняков, а также прослойку локального общества, которая для своей выгоды сотрудничает с иностранными колонизаторами и захватчиками. Данный образ вписывается в общий антирелигиозный дискурс конца 20-х гг. XX в. в Советском Союзе. С другой стороны, буддизм представлен как красивый и непонятный для жителей европейской части СССР экзотический элемент культурного ландшафта Восточной Сибири. Во всех анализируемых фильмах присутствуют буддийские храмы Бурятии, которые были уничтожены в 30-х гг. ХХ в., а также показаны буддийские обряды и церемонии, которые позже не проводились и многие из них были утеряны. Таким образом, все киноленты являются также ценным источником по истории буддизма в России.