К программе конференции >>>

 

Денис Анатольевич Ананьев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора истории второй половины XVI – начала ХХ вв. Института истории СО РАН (Новосибирск, Россия)

Ностальгия по «оттепели» в советском кинематографе второй половины 1970-х – середины 1980-х годов

В отечественных кинолентах, снятых до середины 1980-х гг., т.е. до начала «перестройки», и содержавших ретроспективный взгляд на те или иные периоды советской истории, как правило, основное внимание уделялось ее героическим страницам – событиям, связанным с Октябрьской революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, эпохой первых пятилеток. К ретроспективному осмыслению других исторических периодов советские кинематографисты обращались значительно реже ввиду отсутствия прямого государственного заказа или общественного запроса. Иногда минувшие времена предпочитали не вспоминать по политическим причинам, а если их касались, то преподносили в определенном идеологическом ключе. Так было, например, с кинорепрезентациями эпохи нэпа, которая впервые предстала в позитивном свете только в кинофильмах, снятых на рубеже 1960–1970-х гг.

До 1985 г. сравнительно редкими были обращения советских кинематографистов и к эпохе «оттепели» (т.е. периоду, наступившему после смерти И.В. Сталина и продлившемуся примерно до середины 1960-х гг.), что объяснялось не только наличием цензурных запретов или недостаточной актуальностью темы, но, в не меньшей степени, отсутствием достаточной временной дистанции, необходимой для более объективной оценки совсем недавнего прошлого.

По мере отдаления во времени от рассматриваемой эпохи постепенно появлялось все большее число посвященных ей фильмов, в том числе содержавших идеализированный ностальгический взгляд на 1950–1960-е гг. как период, наполненный надеждами и ожиданиями, время «упущенных возможностей», нереализованных альтернативных путей общественного развития. Справедливо предположить, что такой взгляд косвенно свидетельствовал о неприятии авторами «ностальгических» кинопроизведений реалий «брежневской эпохи», ее кризисных явлений, все более заметных на рубеже 1970–1980-х гг.

Следует также принять во внимание, что в искусствоведческих исследованиях «ностальгическое кино» зачастую воспринимается и описывается негативно как «регрессивный феномен», как отказ от настоящего и «воспевание» прошлого, при этом, по справедливому замечанию Н.В. Самутиной, кино необоснованно сравнивается с конвенциональными версиями письменной «истории историков», тогда как у «кинематографической ностальгии» больше задач, чем кажется, и ее значение может существенно различаться.

В докладе предполагается показать, что в советском кинематографе осмысление эпохи «оттепели» началось еще до ее завершения, в рамках поколенческого дискурса, поначалу – с критического взгляда на «шестидесятников» (например, в фильмах М. Хуциева и Р. Викторова, снятых по сценариям А. Гребнева), который в середине 1970-х гг. сменился ностальгической репрезентацией недавнего прошлого: во-первых, в фильмах, создающих идеализированный образ ушедшей эпохи (например, в кинолентах «Голубой портрет», 1976, реж. Г. Шумский; «Фотографии на стене», 1978, реж. А. Васильев, «Целуются зори», 1978, реж. С. Никоненко и др.); во-вторых – через конструирование образа положительного героя, носителя системы ценностей и лучших качеств, присущих поколению «шестидесятников». В некоторых кинолентах оба указанных способа могли быть использованы одновременно («Покровские ворота», 1983, реж. М. Козаков и др.).