Тенлик Токтарбековна Далаева, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории Казахстана им. ак. Т.С. Садыкова Казахского национального педагогического университета имени Абая (Алматы, Казахстан)
Культурные практики самодеятельного искусства советского Казахстана в фильмах-концертах киностудии «Казахтелефильм» в 1963–1991 годах: от официальных идеологем к национальному содержанию
Исследование выполнено за счет гранта МОН РК ИРН AP08857194 / This research was funded by the Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan (Grant No. AP08857194).
Как известно, кино являлось одним из самых действенных инструментов идеологического влияния на общественное сознание. Благодаря визуализации определенных образов и демонстрации моделей поведения в документальном и художественном кино в советский период транслировались воспитательные стратегии формирования «советского человека».
В докладе автор уделит внимание изучению практик представления самодеятельного искусства Казахстана в документальном кино периода позднего социализма. Для анализа будут взяты фильмы-концерты, снятые режиссерами и операторами киностудии «Казахтелефильм» в 1963–1991 гг., из Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи Республики Казахстан (ЦГА КФДЗ РК) и архивные документы из фондов 1839, 1862, 2170 Центрального государственного архива Республики Казахстан (ЦГА РК), в которых представлены материалы по истории производства съемок, подготовке сценариев, их обсуждения, сами тексты сценариев, документы республиканского дома народного творчества и др.
Документальное кино, как правило, строится на изложении наблюдений и размышлений автора, сюжетную канву часто определяют образы, связанные со страницами прошлого страны. Сценарии многих документальных фильмов, снятых в советское время в республике, строились на представлении поступательного и масштабного развития страны. В этих сюжетах доминировала идея о светлом социалистическом будущем. Фильмы-концерты этого времени демонстрировали разные направления музыкального и песенного искусства Казахской ССР.
Выбор в качестве предметного поля изучения художественной самодеятельности периода позднего социализма был основан на том, что в целом любительское творчество можно рассматривать как определенный социально-художественный срез и отражение повседневности широких социальных слоев общества. Основанием выбора хронологии позднего социализма, особенно 60–70-е гг. ХХ в., послужило мнение многих специалистов по истории кино Казахстана, в том числе Г. Абикеевой и А. Сабитова, что «кинематограф 1960-х можно считать точкой отсчета истинно национального кино».
В репертуаре самодеятельных коллективов чаще звучали народные песни, популярные в повседневной жизни. Наряду с народными песнями получило развитие исполнение любительских песен, которые были значимы для национальной среды. Практика создания любительских песен была близка к музыкальной фольклористике, имела стихийный, неформальный характер. Бытование народных песен и любительского самодеятельного творчества во второй половине ХХ в. отчасти было направлено на преодоление официальных идеологем и сохранение культурного национального кода.
Доклад представляет собой междисциплинарное исследование.