Иван Андреевич Головнёв, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Арктических исследований Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург, Россия)
Киноатлас СССР: «Туруханский край» Виктора Сытина
Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 21-18-00518, https://rscf.ru/project/21-18-00518/ (This research was supported by the Russian Science Foundation (RSF) as a part of the project № 21-18-00518, https://rscf.ru/en/project/21-18-00518/).
Основанный на архивных документах доклад фокусируется на значительном эпизоде в истории визуальной антропологии – теоретических разработках и практических опытах В.А. Сытина – ученого, писателя, руководителя киносекции Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока, связанных с развитием этногеографического кино в СССР на рубеже 1920–1930-х гг. Опорными источниками для данного исследования, многие из которых вводятся в научный оборот впервые, стали исторические свидетельства (статьи периодики, сценарные эскизы, тексты выступлений), отображающие участие В.А. Сытина в разработке крупного государственного проекта «Киноатлас СССР» в целом и в создании его серии о Туруханском крае в частности. Запущенная в изучаемый период под эгидой ЦИК программа производства «Киноатласа СССР» предполагала объединение сил ведущих специалистов науки и кинематографа для создания 150-серийного киноальманаха об исторических традициях и совершаемой советизации центра и окраин, а также последующее внедрение материалов этого идеологически выверенного кинопособия в систему образования. Анализируемые в докладе документы из наследия В.А. Сытина, открывающие неизвестные страницы не имевшего аналогов в мировой истории советского кинопроекта, несут в себе не только ретроспективную значимость: c одной стороны, на фоне крайнего дефицита информации об истории отечественного этногеографического кино они на ярком примере характеризуют потенциал взаимодействия науки и кинематографа, с другой – обнаруживают подробные методические рекомендации, востребованные в современной визуально-антропологической деятельности.