Виктория Олеговна Васильева, кандидат философских наук, доцент, доцент Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия)
Екатерина Юрьевна Трушкина, кандидат философских наук, заведующий научным кабинетом-библиотекой академика Вяч. Вс. Иванова факультета культурологии Российского государственного гуманитарного университета (Москва, Россия)
Этнографический фильм в позднем СССР: к постановке проблемы
Этнографический фильм в позднем СССР сложен для выделения его в качестве феномена, имеющего четкие границы, причем это касается не только процесса производства такого рода картин, но также их использования специалистами и зрительского по отношению к ним поведения. На уровне производства можно увидеть довольно интересный разброс институций и конкретных людей, которые были в него вовлечены. С 1960-х гг. кинокамерой пользуется ряд научных учреждений, занятых проведением фольклорно-этнографических экспедиций: сектор этнографии Института истории АН Латвийской ССР, Государственный историко-этнографический музей Литовской ССР, Научно-исследовательский Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АН Украинской ССР, Государственный этнографический музей Эстонской ССР. С 1970-х гг. начинает работать кинолаборатория в Институте этнографии АН СССР. Со стороны кинематографии в это время активны региональные студии кинохроники, телевизионные студии, Центрнаучфильм, Леннаучфильм, Центральная студия документальных фильмов и многие другие. Наконец, в изучаемый период весьма интересным явлением выглядит деятельность кинолюбителей, часто объединявшихся в киноклубы, которые занимались как демонстрацией, так и съемкой фильмов. Так, в одной из заявок, поданной на первый фестиваль визуальной антропологии в Пярну (1987), числились два фильма: Свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна (1981, 10 мин.) и Похороны Костромы (1987, 8 мин.). Сняты они были на 16-миллимитровую плёнку областным клубом-лабораторией кинолюбителей горьковского Облсовпрофа, в соавторстве со специалистами из Горьковского государственного университета (фильмы, как говорилось в заявке, «знакомят зрителя с древним народным обрядом, сохранившимся на территории Горьковской области»). Таким образом, этнографическое кинопроизводство в позднем СССР осуществлялось на разных организационных платформах, из разных «точек» и с участием весьма пестрого диапазона профессионалов и любителей. Это один из факторов, определяющих сложность феномена позднесоветского этнографического фильма, наряду с подлежащими изучению практиками его демонстрации и характера интереса к нему, со стороны как узкой научной, так и широкой зрительской аудитории.