К программе конференции >>>

 

Елена Валентиновна Головнёва, доктор философских наук, доцент, старший научный сотрудник Центра Арктических исследований Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Санкт-Петербург, Россия)

Антирелигиозный фильм Анатолия Терского «У сектантов» (1930)

Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 21-18-00518, https://rscf.ru/project/21-18-00518/ (This research was supported by the Russian Science Foundation (RSF) as a part of the project № 21-18-00518, https://rscf.ru/en/project/21-18-00518/).

В докладе на примере создания документальной киноленты «У сектантов» А.Н. Терского (1930) рассматривается история формирования особого жанра в сегменте просветительского кино о народах и культурах 1920–1930-х гг. – советского антирелигиозного фильма. Картина А.Н. Терского снималась в ходе работы Нижневолжской экспедиции, организованной Академией наук, Главнаукой и Центральным советом безбожников под общим руководством Н.М. Маторина и непосредственным руководством А.М. Покровского в 1930 г. Работа «У сектантов» отразила идеологические основания эпохи (борьбу с антирелигиозными предрассудками) и поиски нового киноязыка в раннесоветском кинематографе. Источниками для доклада стали малоизвестные визуальные и текстовые материалы, посвященные процессу создания фильма и получившие освещение на страницах журнала «Антирелигиозник». Обращение к свидетельствам проведения этой работы дает представление о практическом воплощении теоретического подхода А. Терского к созданию идеологически выверенного, драматургически цельного кинопроизведения. Делается вывод о том, что фильм «У сектантов» отражал целый спектр гуманитарных позиций своего времени – взглядов кинематографистов, ученых, научных атеистов, содержал ценный этно-антропологический материал о сектантском движении в СССР в 1920–1930-х гг. Утверждается, что киноопыты А.Н. Терского (включая киноработу «У сектантов») стали значимым этапом в истории отечественной визуальной антропологии, открывающим для современного исследователя понимание особенностей идеологических, концептуальных и творческих установок создания и применения антирелигиозных фильмов в СССР в 1920–1930-х гг.